Часто можно видеть на улицах и дорогах твоих сверстников, которые норовят обогнать даже взрослых велосипедистов, а порой и автобус, троллейбус, автомобиль. Эти «лихачи» забывают, что порядок движения транспорта обязателен и для них.
Чтобы не создавать помех для движения и не подвергать людей опасности, созданы «Правила дорожного движения», которые стали документом, устанавливающим порядок езды на дорогах и во всех иных местах. За порядком движения следят милиционеры-регулировщики, а чтобы они могли хорошо справиться со своей сложной работой, им «помогают» светофоры, регулировочные знаки, узоры на мостовой.
Как известно, в нашей стране ездить можно только по правой стороне, пересекать улицы только на зеленый свет, а если появился желтый или красный, надо стоять и ждать.
Положение регулировщика, стоящего спиной или грудью к направлению движения, соответствует красному сигналу светофора, положение боком — зеленому сигналу. Жесты регулировщика, цвета светофора и различные знаки должны быть хорошо известны велосипедистам и беспрекословно ими выполняться. Это позволит уберечься от различных неприятностей, и ты не станешь невольным участником дорожного происшествия.
Если выйти на улицу и внимательно оглядеться вокруг, то мы увидим, что различные дорожные знаки неотступно сопровождают нас. Они делятся по своей форме на три основных вида: треугольные — предупреждающие, круглые — запрещающие и предписывающие, прямоугольные — информационно-указательные (рис. 14).
Рис. 14. Основные дорожные знаки: а — железнодорожный переезд, 6 — проезд на велосипеде запрещен, в — проезд запрещен, г — пешеходная дорожка, д — пешеходный переход, е — велосипедная дорожка
Знак с тремя углами. Все треугольные знаки предупреждают велосипедиста об опасности, значит, будь еще внимательнее. Впереди может быть пересечение с трамвайной линией, на дорогу может выскочить дикое животное или случиться так, что дорога вдруг резко повернет вправо или влево. Вряд ли стоит особенно разгоняться, если знак показывает, что скоро начнется крутой спуск.
Обо всем этом предупреждают тридцать два треугольных белых знака, имеющих красную кайму и рисунок, например, паровоза, перекрестка, спуска, стрелок поворота и т.д. Велосипедисту, как и любому водителю, необходимо знать все эти знаки.
Например, встретился треугольный знак с изображением паровоза. Он говорит о том, что скоро железнодорожный переезд без шлагбаума, и перед тем как пересечь рельсовый путь, надо убедиться, не приближается ли поезд. Если ты заметил несущийся на всех парах поезд, то тебе придется остановиться метрах в десяти от ближайшего рельса.
Дорога неудержимо манит вдаль, но с правой стороны на столбе укреплен треугольник с черным крестиком в середине. Нужно сосредоточиться — приближается перекресток или главная дорога с оживленным транспортным движением. Велосипедист должен затормозить, пропустить машины, идущие поперек, и только, когда освободится путь, двигаться дальше.
Треугольные знаки предупреждают также об опасных поворотах, крутых подъемах и спусках, неровной скользкой и узкой дороге, о том, что впереди пешеходы, дети, животные или производятся ремонтные работы. Последний треугольник несет на своем белом фоне восклицательный знак, предупреждающий о прочих опасностях, которые можно ожидать в пути. При таком знаке иногда трудно сообразить, что за препятствие впереди. Остается лишь снизить скорость и медленно ехать дальше, готовясь в любую минуту остановиться.
Иногда под треугольными знаками вывешивают таблички с цифрами, которые указывают расстояние до опасного участка.
Запрещающие знаки. Круглые белые знаки с красной каймой категорически запрещают делать то, что на них указано. Нельзя проезжать на велосипеде, мотоцикле, грузовой машине, лошади, нельзя обгонять, подавать сигнал, останавливаться, выезжать на определенные участки улицы и проезды, этих знаков 28, к ним относятся и четыре знака конца всех ограничений.
Встречается знак скорее красный, чем белый, так как белому фону здесь оставлена лишь узкая полоска в середине. Такой знак очень строго предупреждает о том, что въезд запрещен и велосипедист может продолжать движение, только сойдя со своего «коня» и ведя его руками. Впереди может оказаться яма, в которую укладывают водопроводные трубы, может навстречу двигаться автомобиль, занимающий всю проезжую часть, или быть разобран дорожный мостик.
На знаке с красной каймой можно найти изображение велосипедиста, а попал он сюда для того, чтобы его обладатель не ошибся и не поехал по данной улице или дороге. Видимо, очень сильное дорожное движение вызвало необходимость поместить здесь такой знак. Дальше в зоне действия знака можно двигаться, сойдя с велосипеда.
Если знак имеет восемь углов и на нем сделана надпись «STOP», то проезд без остановки запрещен. Нужно обязательно остановиться и пропустить, например, пассажиров, выходящих из трамвая.
Всегда нужно помнить о том, что запрещенная зона начинается сразу же после знака, а заканчивается по-разному: в табличке, подвешенной к знаку, указывается зона его действия или время действия. Например, нельзя ездить на велосипеде с 8 до 18 часов.
Как правило, действие знака распространяется до ближайшей площади или многолюдной улицы, а в пригороде до конца населенного пункта.
Разрешающие знаки. Круглые синие знаки говорят велосипедисту о том, что можно делать, ориентируют его, подсказывают разрешенное направление, говорят об особых условиях движения.
Эти знаки (их всего 15) могут показывать направление движения, сообщать, что можно ехать прямо, делать поворот направо или налево.
Белые указывающие стрелки разрешают направление только прямо, только направо или только налево. Могут быть стрелки, говорящие о том, с какой стороны объехать препятствие — справа или слева. Так, белые стрелки, идущие по кругу, рекомендуют круговое движение на площади.
Велосипед, помещенный на синем поле знака, сообщает о наличии специальной велосипедной дорожки, по которой обладатель стального «коня» может двигаться беспрепятственно.
Знаки информации. Прямоугольные синие знаки (их 17) указывают велосипедисту место стоянки, сообщают о разворотах для движения в обратном направлении, говорят о том, где находятся места остановки автобуса, троллейбуса, трамвая, информируют о пешеходных переходах, тупиках.
На проезжей части дороги могут быть сплошные и пунктирные линии, сделанные белой краской, металлическими кнопками или наклейками — это линии безопасности, которые тоже несут почетную службу регулирования движения.
Пунктирная линия огораживает зону пешеходного перехода, линия «стоп» предлагает остановиться прямо перед ней, тротуарная линия разрешает пешеходу беспрепятственное движение. Линия посадочной площадки для пассажиров автобусов, троллейбусов, трамваев ограждает пешеходов от движущегося транспорта.
Чтобы быть дисциплинированным велосипедистом, нужно знать еще некоторые непреложные истины «Правил дорожного движения».
Управлять велосипедом при движении по дорогам разрешается лишь лицам не моложе 12 лет. Таким образом, начав кататься на велосипеде в 11 лет, ты должен один год поездить во дворе своего дома или на школьной площадке и лишь в 12 лет можешь выехать на оживленные городские магистрали.
Никогда нельзя ездить на велосипеде, не соответствующем твоему росту, с неисправными тормозами, вдвоем. На велосипеде всегда должен быть звонок, а вечером нельзя выезжать на улицу без фонаря и красного катафота сзади (катафот — отражатель света). Нельзя ехать близко от быстро идущей машины или цепляться за проходящий транспорт. Вести велосипед руками позволяется лишь навстречу движению транспорта по левой обочине. В этом случае можно избежать внезапного наезда сзади.
Запрещается также: ездить по тротуарам и пешеходным дорожкам; ездить, не держась за руль; перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине и ширине за габариты велосипеда и может помешать управлению; двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки.
Таким образом, велосипедисты обязаны всегда пользоваться велосипедными дорожками и только при их отсутствии двигаться по проезжей части улицы или дороги в один ряд, друг за другом на расстоянии не более одного метра от тротуара или обочины. Выезжать за эти пределы можно лишь для обгона медленно едущих транспортных средств или объезда стоящего транспорта и в отдельных случаях для поворота налево или разворота.
Правила движения разрешают велосипедисту поворачивать налево или разворачиваться на перекрестках только в том случае, если он движется по узкой дороге, ширина проезжей части которой соответствует однорядному автомобильному движению в одном направлении, а также при условии, что на такой улице отсутствуют трамвайные пути, расположенные посередине.
Для предупреждения о намерении повернуть велосипедист должен вытянуть руку горизонтально в сторону поворота, либо поднять противоположную руку, согнув ее в локте, вверх. О намерении остановиться велосипедист обязан сигнализировать поднятием вверх правой или левой руки.
Все эти сигналы необходимы для безопасного движения, однако они не дают преимущественного права на движение и не освобождают велосипедиста от принятия мер предосторожности: в частности, совершенно недопустимо после подачи сигнала перед перестроением, обгоном и т.п. резко сворачивать в ту или иную сторону. Если велосипедисту необходимо повернуть, то сигнал поворота, подаваемый рукой, может быть прекращен не далее, как за 5 м до поворота.
При трогании с места, остановке велосипедист не должен создавать помех движению других транспортных средств. Начиная движение от тротуара улицы или с обочины дороги, прежде всего нужно осмотреться и не сворачивать резко в сторону. Особую осторожность велосипедист должен проявлять при выезде со двора. Надо убедиться, что на проезжей части улицы или дороги нет поблизости идущего транспорта. 36
На нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с улицей велосипедист должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге.
Таковы основные законы улиц и дорог. Если ты не просто прочтешь эти советы, а будешь их строго выполнять, то удовольствие и радость от езды на велосипеде никогда не будут омрачены.
Добавить комментарий